Аналитическая информация деятельности учителя-логопеда О. Е. Дерезиной МБДОУ № 3 «Солнышко» за 2015-2016 учебный год
Руководствуясь Законом об образовании, положением о логопедической группе, локальными актами МУ «Отдел образования Администрации Константиновского района» в МБДОУосуществлялось комплексное логопедическое сопровождение детей с нарушениями речи. 100% обучающихся в старшей логопедической группе № 2 в возрасте 6-7 лет, имеющих отклонения в речевом развитии, получали логопедическую помощь.
Специфика работы учителя-логопеда в свете принятия ФГОС предполагала оказание помощи разным категориям детей и проводилась с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
Используемый материал, формы работы соответствовали возрасту, адаптированы для детей с тем или иным нарушением. В основе коррекционной работы используются игровые приемы. Основная задача коррекционной работы — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволили:
- тщательный отбор дидактического и наглядного материала;
- оптимальное распределение времени на каждый этап развития;
- компетентная, научно-обоснованная подача коррекционного материала;
- использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
- использование компьютерных технологий и технических средств обучения.
Большинство дошкольников, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать ребенка, использовались нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Задачами комплексного логопедического сопровождения являлось:
- Оказание помощи детям, имеющим речевые нарушения различной степени тяжести.
- Отработка эффективного механизма воздействия с педагогами по оптимизации речевой среды МБДОУ.
- Включение родителей в процесс решения речевых проблем и задач развития в отношении их ребенка.
Основная цель деятельности учителя — логопеда в МБДОУ — выявление детей с проблемами речевого развития и создание оптимальных условий для развития речи ребёнка, его индивидуальных и возрастных возможностей. Данную цель осуществляла, организуя работу, включающую следующие направления:
- профилактическая работа;
- диагностическая работа;
- выявление и преодоление отклонений в становлении речевого развития детей дошкольного возраста;
- специальная коррекционно — развивающая работа с детьми;
- специальная организация работы с детьми в подготовительной к школе логопедической группе;
- повышение уровня компетентности коллектива МБДОУ в деле формирования речевого развития воспитанников МБДОУ;
- работа с педагогическим коллективом;
- повышение уровня компетентности родителей в едином коррекционно — развивающем пространстве;
- консультативная работа с родителями;
- коррекционная работа с родителями.
Приоритетными задачами при реализации дошкольного коррекционного образования выступали:
- содействие формированию личности ребенка;
- определение причин нарушения речевого развития ребенка;
- преодоление нарушений в речевом развитии ребенка;
- создание условий преемственности в процессе непрерывного образования.
Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и специфику МБДОУ, содержание деятельности учителя — логопеда конкретизировалось в виде реализации диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.
Одной из важных составляющих деятельности являлось проведение диагностики, которая позволяла отслеживать динамику развития воспитанников и своевременно выявлять негативные тенденции в отставании речевого развития. Кроме того, результаты диагностики использованы для оценки качества образования в логогруппах МБДОУ.
С детьми диагностика проводилась на входе, выходе при помощи специальной методики профессора Г. В. Чиркиной, для получения полной картины динамики речевого становления в процессе коррекционного воздействия.
По результатам диагностики происходило:
- планирование, корректировка работы педколлектива МБДОУ по оказанию комплексной помощи выявленным воспитанникам в условиях МБДОУ;
- планирование индивидуальной деятельности учителя — логопеда;
- планирование работы с родителями для привлечения их к работе с их ребенком в деле становления речевого развития..
Итогом изучения ребенка являлось создание индивидуальной программы развития ребенка, которая определяла цель коррекционной работы с конкретным ребенком, выделение сильных сторон ребенка, но которые можно опереться в коррекционной работе (учёт зоны ближайшего развития), разработку индивидуально- ориентированных коррекционных программ с учетом структуры дефекта ребенка.
Задачамиработы с родителями являлось:
- показать родителям значимость проблемы своевременного становления речевого развития и возможности ее решения;
- создать условия для благополучного включения ребенка в новую микросоциальную среду (логогруппу);
- устранить противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды;
- продумать алгоритм совместных действий с родителями;
- раскрыть роль семьи в решении этой проблемы, путём повышения компетентности в коррекционно — развивающем процессе.
Данные задачи решались посредством проведения, родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, посещений родителями индивидуальных и групповых логопедических занятий, в целях овладения приёмами коррекции недостатков речи.
Коррекционно-развивающая работа с детьми
В логопедической группе коррекционно-развивающее обучение строилось в соответствии с программно-методическими документами. Используемые в МБДОУ учебные планы, программы, средства, формы и методы обучения и воспитания обеспечивали получение обучающимися образования, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту.
Основные этапы работы:
- Расширение и систематизация словаря.
Учить активно употреблять слова, обозначающие предметы и явления всех лексических тем годового планирования. Слова, обозначающие: цвет, форму, величину, свойства материалов, назначение непосредственно наблюдаемых предметов. Предметы, их пространственное расположение.
- Обучение построению высказывания (совершенствование грамматического строя речи, построение предложения). Учить детей:
- Развитие связной речи.
- отчетливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, четко проговаривать окончания в словах;
- использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности;
- правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже;
- понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов;
- строить предложения с использованием союза и, предлогов и наречий, выражающих пространственные понятия.
Учить рассказывать о собственных наблюдениях за предметами и явлениями природы, а также о собственной практической деятельности по этапам изготовления той или иной поделки или выполненного трудового действия. Составлять рассказы о сезонных изменениях природы, с опорой на картинный материал: уметь выделить главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Понимать позу и движения, настроения персонажей, изображенных на сюжетной картине, уметь рассказать о последовательности действий персонажа в серии сюжетных картин. Учить составлять рассказы-описания.
В соответствии с ФГОС задачей коррекционной работы с дошкольниками является помощь в овладении разнообразными знаниями об окружающем мире, развитии у них наблюдательности и опытно-практического обучения, формировании умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими — «Научить учиться». Коррекционная работа на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. Логопеду предлагал задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности.
Коррекционная работа МБДОУ включала в себя: фронтальные коррекционные занятия и индивидуально-групповые коррекционные занятия, направленные на коррекцию сенсомоторного, интеллектуального и речевого развития детей, на коррекцию недостатков психического развития детей, ликвидацию пробелов в знаниях, а так же на развитие моторики, пространственной ориентации, зрительно-моторных координаций и других недостаточно развитых психофизиологических функций дошкольников.
Логопедические занятия являлись основной формой коррекционного обучения и предназначались для систематического развития всех компонентов речи и подготовке к школьному обучению. У большинства детей имело место нарушение фонематического слуха и выявлено стойкое нарушение в развитии артикуляционной моторики. С детьми проводились занятия, как с подгруппами, так и индивидуальные. На занятиях по автоматизации звуков использовались методики Комаровой Л. А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях», домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми Ю. Б. Жихаревой — Норкиной и др. На подгрупповых занятиях основное внимание было направлено на развитие речевого дыхания, т. к. для большинства детей характерно поверхностное, верхнеключичное дыхание. От детей в процессе специальных упражнений: «Море волнуется раз», «Забей мяч в ворота», «Подуем на бабочек» и др — добивалась глубокого вдоха и продолжительного выдоха, чтобы воздушная струя четко проходила посередине языка, по желобку, не задерживалась за щеками. Одновременно уделялось внимание ручному праксису — развитию мелкой моторики пальцев (мозаики, пазлы, бусы, палочки, прописи и др.)
Второе, на что обращалось внимание — это развитие фонематического слуха. Дети учились называть слова с заданным звуком, хлопать в ладоши, услышать в слове звук, определять место звука в слове; мягкость/твёрдость звучания. Знакомство со звуками сопровождалось знакомством с буквами. Учились выкладывать слова на намагниченной доске, показывать буквы с помощью своего тела, определять буквы на ощупь. Звуки у детей поставлены. Лишь из-за пропусков по болезни процесс автоматизации, у отдельных детей затягивался.
Много внимания уделялось лексическим упражнениям, формированию грамматической стороны речи, развитию связной речи. Использовались инновационные технологии: составление рассказов-инсценировок, рассказов по набору игрушек, по модели и т. д.
Дети знакомились с понятиями: «слово», «предложение». Учились распространять предложения с однородными членами, познакомились со сложным составом слова и с помощью различных приёмов (двигательных, графических, игровых, использования дидактического материала), выделяли слог как единицу чтения.
Таким образом, работа в логопедической группе шла не только в направлении исправления звукопроизношения, но и носила разнообразный характер, была направлена на решение всех речевых задач.
Основные задачи логопедических занятий:
Вся коррекционно — педагогическая деятельность строилась на основе программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Развитие понимания речи; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения на основе программы Н. В. Нищевой в соответствии с ФГОС.
Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры (методика Е. В. Колесниковой по развитию слоговой структуры); контроль за четкостью и выразительностью речи; отработка навыков звукового анализа и синтеза с использованием авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е. В. Колесниковой).
Обучение детей самостоятельному высказыванию, в логической последовательности пересказывание содержание сюжетных картин и их серий, составление рассказов-описаний по методике Н. В. Нищевой.
Работа с педагогами
Средства организации методической помощи: семинары, практикумы, тренинги, наблюдение занятий, игр, праздников, режимных процессов с их последующим анализом.
- Тематика консультаций:
- Возрастная периодизация речевого развития детей дошкольного возраста;
- Коррекция речевых процессов.
- Дидактические игры и упражнения (рекомендации для воспитателей, специалистов детского сада);
- Профилактика дисграфии;
- Речевые нарушения и психическая активность.
С целью организации единого коррекционно — развивающего пространства в контексте детский сад — семья, а так же повышения компетентности родителей в области коррекции речевого развития использовались альбомы логопедических домашних заданий для детей 5-7 лет с ОНР Н. Э. Теремковой.
Консультационная и просветительская работа
Индивидуальная
- С педагогами:
- проводилась в течение года по запросам и результатам диагностики;
- экспресс-обзор групп по результатам диагностики речевого развития.
- С родителями:
- проводилась в течение года по запросам и результатам мониторинговой диагностики.
Групповая
- С родителями:
- родительский практикум «Речевое развитие детей»;
- выступления на родительских собраниях:
- «Давайте знакомиться»
- «Наши первые успехи»
- «Итоги коррекционной работы за год»;
- показательные занятия;
- тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме;
консультации:
1. «ОНР. Пути преодоления»;
2. «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка»
3. «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
- оформление информационных листов в группе;
- подбор психологической литературы для библиотечки родителей;
- специальный логопедический уголок;
конкурсы
- С педагогами:
Семинар — практикум:
«Игры со звуками»
Памятки:
«Учим стихотворения»;
«Игра — лучший помощник в занятиях с детьми дома»
День открытых дверей (посещение родителями занятий, участие в режимных моментах в группе, выступление на родительском собрании)
Обсуждались вопросы речевого развития детей, особенности развития словаря и грамматического строя речи, формирования фонематического восприятия, приемы формирования связной речи и т. д.
Методическая деятельность учителя-логопеда:
- оформление документации;
- работа с индивидуальными картами;
- изучение новинок методической литературы, знакомство с инновационными технологиями;
- работа по повышению квалификации;
- совершенствовалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете дидактическим материалом и играми по всем разделам коррекционного плана;
- осуществлялся подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.
В конце учебного года был подведен общий итог работы за год.
Учитель-логопед: Дерезина О. Е.