Статистика сайта

           

Аналитическая информация деятельности учителя-логопеда О. Е. Дерезиной МБДОУ № 3 «Солнышко» за 2015-2016 учебный год

Руководствуясь Законом об образовании, положением о логопедической группе, локальными актами МУ «Отдел образования Администрации Константиновского района» в МБДОУосуществлялось комплексное логопедическое сопровождение детей с нарушениями речи. 100% обучающихся в старшей логопедической группе № 2 в возрасте 6-7 лет, имеющих отклонения в речевом развитии, получали логопедическую помощь.

Специфика работы учителя-логопеда в свете принятия ФГОС предполагала оказание помощи разным категориям детей и проводилась с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

Используемый материал, формы работы соответствовали возрасту, адаптированы для детей с тем или иным нарушением. В основе коррекционной работы используются игровые приемы. Основная задача коррекционной работы — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволили:

  • тщательный отбор дидактического и наглядного материала;
  • оптимальное распределение времени на каждый этап развития;
  • компетентная, научно-обоснованная подача коррекционного материала;
  • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
  • использование компьютерных технологий и технических средств обучения.

Большинство дошкольников, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать ребенка, использовались нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Задачами комплексного логопедического сопровождения являлось:

  1. Оказание помощи детям, имеющим речевые нарушения различной степени тяжести.
  2. Отработка эффективного механизма воздействия с педагогами по оптимизации речевой среды МБДОУ.
  3. Включение родителей в процесс решения речевых проблем и задач развития в отношении их ребенка.

Основная цель деятельности учителя — логопеда в МБДОУ — выявление детей с проблемами речевого развития и создание оптимальных условий для развития речи ребёнка, его индивидуальных и возрастных возможностей. Данную цель осуществляла, организуя работу, включающую следующие направления:

  • профилактическая работа;
  • диагностическая работа;
  • выявление и преодоление отклонений в становлении речевого развития детей дошкольного возраста;
  • специальная коррекционно — развивающая работа с детьми;
  • специальная организация работы с детьми в подготовительной к школе логопедической группе;
  • повышение уровня компетентности коллектива МБДОУ в деле формирования речевого развития воспитанников МБДОУ;
  • работа с педагогическим коллективом;
  • повышение уровня компетентности родителей в едином коррекционно — развивающем пространстве;
  • консультативная работа с родителями;
  • коррекционная работа с родителями.

Приоритетными задачами при реализации дошкольного коррекционного образования выступали:

  • содействие формированию личности ребенка;
  • определение причин нарушения речевого развития ребенка;
  • преодоление нарушений в речевом развитии ребенка;
  • создание условий преемственности в процессе непрерывного образования.

Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и специфику МБДОУ, содержание деятельности учителя — логопеда конкретизировалось в виде реализации диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.

Одной из важных составляющих деятельности являлось проведение диагностики, которая позволяла отслеживать динамику развития воспитанников и своевременно выявлять негативные тенденции в отставании речевого развития. Кроме того, результаты диагностики использованы для оценки качества образования в логогруппах МБДОУ.

С детьми диагностика проводилась на входе, выходе при помощи специальной методики профессора Г. В. Чиркиной, для получения полной картины динамики речевого становления в процессе коррекционного воздействия.

По результатам диагностики происходило:

  1. планирование, корректировка работы педколлектива МБДОУ по оказанию комплексной помощи выявленным воспитанникам в условиях МБДОУ;
  2. планирование индивидуальной деятельности учителя — логопеда;
  3. планирование работы с родителями для привлечения их к работе с их ребенком в деле становления речевого развития..

Итогом изучения ребенка являлось создание индивидуальной программы развития ребенка, которая определяла цель коррекционной работы с конкретным ребенком, выделение сильных сторон ребенка, но которые можно опереться в коррекционной работе (учёт зоны ближайшего развития), разработку индивидуально- ориентированных коррекционных программ с учетом структуры дефекта ребенка.

Задачамиработы с родителями являлось:

  1. показать родителям значимость проблемы своевременного становления речевого развития и возможности ее решения;
  2. создать условия для благополучного включения ребенка в новую микросоциальную среду (логогруппу);
  3. устранить противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды;
  4. продумать алгоритм совместных действий с родителями;
  5. раскрыть роль семьи в решении этой проблемы, путём повышения компетентности в коррекционно — развивающем процессе.

Данные задачи решались посредством проведения, родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, посещений родителями индивидуальных и групповых логопедических занятий, в целях овладения приёмами коррекции недостатков речи.

Коррекционно-развивающая работа с детьми

В логопедической группе коррекционно-развивающее обучение строилось в соответствии с программно-методическими документами. Используемые в МБДОУ учебные планы, программы, средства, формы и методы обучения и воспитания обеспечивали получение обучающимися образования, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту.

Основные этапы работы:

  1. Расширение и систематизация словаря.

Учить активно употреблять слова, обозначающие предметы и явления всех лексических тем годового планирования. Слова, обозначающие: цвет, форму, величину, свойства материалов, назначение непосредственно наблюдаемых предметов. Предметы, их пространственное расположение.

  1. Обучение построению высказывания (совершенствование грамматического строя речи, построение предложения). Учить детей:
  2. Развитие связной речи.
  • отчетливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, четко проговаривать окончания в словах;
  • использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности;
  • правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже;
  • понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов;
  • строить предложения с использованием союза и, предлогов и наречий, выражающих пространственные понятия.

Учить рассказывать о собственных наблюдениях за предметами и явлениями природы, а также о собственной практической деятельности по этапам изготовления той или иной поделки или выполненного трудового действия. Составлять рассказы о сезонных изменениях природы, с опорой на картинный материал: уметь выделить главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Понимать позу и движения, настроения персонажей, изображенных на сюжетной картине, уметь рассказать о последовательности действий персонажа в серии сюжетных картин. Учить составлять рассказы-описания.

В соответствии с ФГОС задачей коррекционной работы с дошкольниками является помощь в овладении разнообразными знаниями об окружающем мире, развитии у них наблюдательности и опытно-практического обучения, формировании умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими — «Научить учиться». Коррекционная работа на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. Логопеду предлагал задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности.

Коррекционная работа МБДОУ включала в себя: фронтальные коррекционные занятия и индивидуально-групповые коррекционные занятия, направленные на коррекцию сенсомоторного, интеллектуального и речевого развития детей, на коррекцию недостатков психического развития детей, ликвидацию пробелов в знаниях, а так же на развитие моторики, пространственной ориентации, зрительно-моторных координаций и других недостаточно развитых психофизиологических функций дошкольников.

Логопедические занятия являлись основной формой коррекционного обучения и предназначались для систематического развития всех компонентов речи и подготовке к школьному обучению. У большинства детей имело место нарушение фонематического слуха и выявлено стойкое нарушение в развитии артикуляционной моторики. С детьми проводились занятия, как с подгруппами, так и индивидуальные. На занятиях по автоматизации звуков использовались методики Комаровой Л. А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях», домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми Ю. Б. Жихаревой — Норкиной и др. На подгрупповых занятиях основное внимание было направлено на развитие речевого дыхания, т. к. для большинства детей характерно поверхностное, верхнеключичное дыхание. От детей в процессе специальных упражнений: «Море волнуется раз», «Забей мяч в ворота», «Подуем на бабочек» и др — добивалась глубокого вдоха и продолжительного выдоха, чтобы воздушная струя четко проходила посередине языка, по желобку, не задерживалась за щеками. Одновременно уделялось внимание ручному праксису — развитию мелкой моторики пальцев (мозаики, пазлы, бусы, палочки, прописи и др.)

Второе, на что обращалось внимание — это развитие фонематического слуха. Дети учились называть слова с заданным звуком, хлопать в ладоши, услышать в слове звук, определять место звука в слове; мягкость/твёрдость звучания. Знакомство со звуками сопровождалось знакомством с буквами. Учились выкладывать слова на намагниченной доске, показывать буквы с помощью своего тела, определять буквы на ощупь. Звуки у детей поставлены. Лишь из-за пропусков по болезни процесс автоматизации, у отдельных детей затягивался.

Много внимания уделялось лексическим упражнениям, формированию грамматической стороны речи, развитию связной речи. Использовались инновационные технологии: составление рассказов-инсценировок, рассказов по набору игрушек, по модели и т. д.

Дети знакомились с понятиями: «слово», «предложение». Учились распространять предложения с однородными членами, познакомились со сложным составом слова и с помощью различных приёмов (двигательных, графических, игровых, использования дидактического материала), выделяли слог как единицу чтения.

Таким образом, работа в логопедической группе шла не только в направлении исправления звукопроизношения, но и носила разнообразный характер, была направлена на решение всех речевых задач.

Основные задачи логопедических занятий:

Вся коррекционно — педагогическая деятельность строилась на основе программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Развитие понимания речи; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения на основе программы Н. В. Нищевой в соответствии с ФГОС.

Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры (методика Е. В. Колесниковой по развитию слоговой структуры); контроль за четкостью и выразительностью речи; отработка навыков звукового анализа и синтеза с использованием авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е. В. Колесниковой).

Обучение детей самостоятельному высказыванию, в логической последовательности пересказывание содержание сюжетных картин и их серий, составление рассказов-описаний по методике Н. В. Нищевой.

Работа с педагогами

Средства организации методической помощи: семинары, практикумы, тренинги, наблюдение занятий, игр, праздников, режимных процессов с их последующим анализом.

  • Тематика консультаций:
  • Возрастная периодизация речевого развития детей дошкольного возраста;
  • Коррекция речевых процессов.
  • Дидактические игры и упражнения (рекомендации для воспитателей, специалистов детского сада);
  • Профилактика дисграфии;
  • Речевые нарушения и психическая активность.

С целью организации единого коррекционно — развивающего пространства в контексте детский сад — семья, а так же повышения компетентности родителей в области коррекции речевого развития использовались альбомы логопедических домашних заданий для детей 5-7 лет с ОНР Н. Э. Теремковой.

Консультационная и просветительская работа

Индивидуальная

  1. С педагогами:
  • проводилась в течение года по запросам и результатам диагностики;
  • экспресс-обзор групп по результатам диагностики речевого развития.
  1. С родителями:
  • проводилась в течение года по запросам и результатам мониторинговой диагностики.

Групповая

  1. С родителями:
  • родительский практикум «Речевое развитие детей»;
  • выступления на родительских собраниях:
  • «Давайте знакомиться»
  • «Наши первые успехи»
  • «Итоги коррекционной работы за год»;
  • показательные занятия;
  • тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме;

консультации:

1. «ОНР. Пути преодоления»;

2. «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка»

3. «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»

  • оформление информационных листов в группе;
  • подбор психологической литературы для библиотечки родителей;
  • специальный логопедический уголок;

конкурсы

  1. С педагогами:

Семинар — практикум:

«Игры со звуками»

Памятки:

«Учим стихотворения»;

«Игра — лучший помощник в занятиях с детьми дома»

День открытых дверей (посещение родителями занятий, участие в режимных моментах в группе, выступление на родительском собрании)

Обсуждались вопросы речевого развития детей, особенности развития словаря и грамматического строя речи, формирования фонематического восприятия, приемы формирования связной речи и т. д.

Методическая деятельность учителя-логопеда:

  • оформление документации;
  • работа с индивидуальными картами;
  • изучение новинок методической литературы, знакомство с инновационными технологиями;
  • работа по повышению квалификации;
  • совершенствовалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете дидактическим материалом и играми по всем разделам коррекционного плана;
  • осуществлялся подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.

В конце учебного года был подведен общий итог работы за год.

Учитель-логопед: Дерезина О. Е.

Обновлено: 15.03.2017 в 20:20.