Статистика сайта

           

Консультации для родителей «Фонематический слух — основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания.

ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ. Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

Игры для развития фонематического слуха.

ЗООПАРК. Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

ЦЕПОЧКА Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это тонкий систематизированный слух, способность •узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной. Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.

Игра № 1 «Кто больше»

Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

Игра № 2 «Придумай больше»

Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.

Игра № 3 «Красный — белый»

Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет — белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.

Игра № 4 «Поймай рыбку»

Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть «Ж», «Д», «К» и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» «С» слышится в начале слова, в слове «весы» -в середине, а в слове «лес» — в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!

Игра № 5 «Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «3». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Игра № б ’’Звенит -’’жужжит’«’

Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «3» и «Ж», затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «3», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».

Игр а№ 7 «Цепочки слов»

Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?

Игра № 8 «Отстукивание слогов»

Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА — ШИ — НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем золящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.

Игра № 9 «Есть волшебные слова, скажешь слово — слышишь два»

Есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова «ВЕСНА», «СОСНА». Слышите, получаются слова «НАВЕС» и «НАСОС». У поэта А. Шибаева этому явлению посвящены такие строки:

— Зверек, зверек, куда спешишь, как звать тебя, малышка?

— Бегу в КА-МЫШ, КА-МЫШ, КА-МЫШ, Я — МЫШ-КА, МЫШ-КА, МЫШ-КА!

Отец работать научил смышленого Данилку:

Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ — Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.

У меня, промолвил дед, ни забот, ни горя нет. Захочу, отдохну, есть моложе руки, Чуть КИ-ВНУ, КИ-ВНУ, КИ-ВНУ — Мчатся ВНУ-КИ, ВНУ-КИ.

Говорит Ивану ганка: — Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА!

— Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? — удивляется Иван.

Игра № 10 «Найди ошибку»

Удивился дед Тарас, бородой своей затряс: Сорняки на гряде, а морковка в БОРОДЕ. (В борозде) По дороге Машенька идет, на веревочке козу она ведет. А прохожие глядят во все глаза: очень длинная у девочки КОЗА. (Коса) Я осла узнаю сам — по его большим УСАМ. (Ушам) Ехал дядя без ЖИЛЕТА, заплатил он штраф за это. (Без билета) Интересно, не правда ли’? Еще интереснее будет тогда, когда вы поиграете со своим малышом в эти игры.

Развитие речевого слуха

Эта работа начинается на материале неречевых звуков. Если Вы внимательно прочитали статью, посвященную развитию слухового внимания, то хорошо представляете эти игровые упражнения. Теперь наша главная цель -научить детей различать слова, фразы, звуковые комплексы по высоте, силе, тембру голоса. Ведь именно неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Вот некоторые игры, способствующие развитию речевого слуха.

Игра № 1 «Угадай, чей голосок»

Играющие сидят. Один ребенок становится в центре круга и закрывает глаза. Дети по очереди зовут стоящего в центре. Он должен узнать, кто его позвал:

Мы немного порезвились, по местам все разместились.

Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!

Игра № 2 «Улиточка»

Водящий — «улиточка» — становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улитка — улиточка, высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару, кусочек пирога.

Отгадай, кто я, улиточка моя.

Тот, чей голос «улитка» узнала, сам становится водящим.

Игра  3 «Угадай, кто это»

Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга. Ему завязывают глаза и раскручивают.

Затем он идет в любом направлении. Тот, кого он коснется, должен подать
голос заранее условленным образом: «МЯУ-МЯУ». «КУ-КА-РЕ-КУ», «ГАВ-
ГАВ». Водящий старается узнать, кто из детей подражал крику животного.

Игра № 4 «Лягушка»

Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:

Вот лягушка по дорожке — скачет, вытянувши ножки, увидала комара, закричала...

Тот, на кого указал водящий, говорит: «КВ- А-КВА». Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.

Игра № 5 «Улавливай шепот»

Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается.

Игра № 6 «Горшочек»

Дети садятся по кругу на ковер и перекатываю мяч друг другу. Если ребенок посылает другому мяч и говорит «холодный», то мяч можно трогать. Но если посылающий мяч говорит «горячий», то дотрагиваться до мяча нельзя -«обожжешься». Кто ошибется, получает штрафное очко.

Обновлено: 15.03.2017 в 20:20.