Статистика сайта

           

Доступная среда

Анализ деятельности коллектива МБДОУ №3 «Солнышко» по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (нарушениями речи) за 2019-2020 уч.г.

Основная образовательная программа МБДОУ № 3 «Солнышко» так определяет основные задачи развития речи старших дошкольников: «Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи».

Предполагается, что в возрасте 5-6 лет дети правильно произносят все звуки речи. Но практика показывает обратное. И одной из главных составляющих речевой работы является организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи.

Цель работы: оказать помощь в устранении дефектов звукопроизношения, создать условия для формирования правильного речевого развития дошкольников.

Основными задачами работы с детьми являются следующие:

— способствовать своевременному выявлению нарушений развития речи воспитанников;

— оказывать помощь в устранении этих нарушений;

— распространять специальные рекомендации по логопедии среди родителей.

Вся работа осуществляется по следующим направлениям:

— 1. диагностическое;

— 2. коррекционно-развивающее;

— 3. консультативно-профилактическое.

Выявить состояние звукопроизношения детей помогает диагностика, которая проводится в начале и конце учебного года во всех дошкольных группах. Воспитатели обследуют речь детей. Данные обследования заносятся в таблицу. Педагоги знакомят специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда с результатами обследования.

Дальнейшая работа с детьми строится с учетом результатов диагностики и охватывает всех участников педагогического процесса: педагогов, детей, родителей воспитанников. Непосредственным участником работы является психолог дошкольного учреждения.

Педагог-психолог и учитель-логопед обследуют детей средней группы, если необходимо- второй младшей по запросу воспитателя. После представления специалистов происходит заседание психолого- педагогического консилиума (ППк) МБДОУ. В состав консилиума входят учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатель, медицинская сестра. Председателем консилиума является старший воспитатель. Все заседания оформляются протоколом. Консилиум выносит решение о предоставлении воспитанников с нарушением речи на районную психолого-медико- педагогическую комиссию (ПМПК). На заседании ПМПК обязательно присутствуют родители. Комиссия делает заключение и даёт рекомендации родителям и специалистам, какое сопровождение нужно ребёнку, продолжать специалисту работать с ребёнком или нет. После прохождения ПМПК формируются логопедические группы −2.

Также по результатам обследования родителям воспитанников даются рекомендации через родительские уголки, буклеты.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Эта работа проводится во всех составных педагогического процесса: в организованной (учебной), совместной и самостоятельной деятельности.

Образовательная деятельность по звуковой культуре речи в логопедических группах проводятся 2 раза в неделю фронтально с подгруппой детей, 3 раза в неделю — индивидуально. Воспитатели так же работают по звуковой культуре речи в соответствии с возрастом детей.

Занятия с детьми от 5 до 7 лет организуются еженедельно со всей группой в основном как часть занятий по развитию речи (5–8 минут). Не менее одного раза в месяц проводится занятие, целиком посвященное звуковой; культуре речи.

На этом этапе отрабатываются, закрепляются и совершенствуются умения и навыки, относящиеся ко всем разделам звуковой культуры речи. Особое внимание обращается на дифференциацию следующих групп звуков: ф — в, с — з, ш-ж, п — б, д — т, к — г,-е — ш, з — ж,ц — ч, л—-р, т — тъ, и др., глухих и звонких, свистящих и шипящих, звуков л и р, твердых и мягких, смещение которых имеет место у детей дошкольного возраста.

Включение различных разделов звуковой культуры речи в содержание занятии по развитию речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи может быть включена и в программное содержание занятия по развитию речи. Так, проводя занятие по картине, воспитатель наряду с активизацией словаря и совершенствованием связной речи осуществляет и воспитание хорошей дикции.

Помимо учебных занятий воспитатели уделяют внимание воспитанию звуковой культуры речи в повседневной жизни — в утренние и вечерние часы в процессе совместной и самостоятельной детской деятельности.

В 2019-2020 уч.г. было представлено на ППк 36 человек все на набор в логогруппы.

С детьми работали учителя-логопеды: Арбузова И.Ю. — проходит обучение в ЮФУ на дефектолога-логопеда, Дерезина О.Е.- прошла переобучение АНО ДПО «Санкт-Петербургский университет квалификации и профессиональной переподготовки» по программе «Специальное (дефектологическое) образование: «Основы логопедической работы».

Из-за пандемии новой коронавирусной инфекции с 30.03.2020г. по 30.07.2020г. детский сад функционировал не в полном объёме, поэтому на следующий учебный год запланирована дополнительная работа с детьми, которые уже не посещают логопедическую группу по коррекции речемыслительной деятельности.