Статистика сайта

           

Учитель-логопед Дерезина Ольга Евгеньевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов и родителей

«Организация взаимодействия МБДОУ и семьи в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 учитель-логопед

Дерезина О.Е.

 

 

 

г.Константиновск

2015 год

Проблема семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой будет эта работа,  зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения,  его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, руководитель изодеятельности, семья.

Но всего лишь задействовать в коррекционно-образовательной работе все перечисленные силы мало. Самое главное—довести до каждого из звеньев этой цепи смысл предстоящей работы. А заключается он в следующем:

1. Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом (или каком-либо другом) развитии, а с другой—в слаженном взаимодействии между собой.

2. Каждый из участников процесса формирования корректного образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть это пространство, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.

3. Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.

4. Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно—от простого к сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы. Здесь необходимо заметить, что само формирование общего, единого развивающего пространства происходит поэтапно. Сначала целесообразно осуществлять два параллельных процесса: становление психолога-медико-педагогического консилиума как формы взаимодействия воспитателей логопедических групп, узких специалистов детского сада и логопеда—с одной стороны—и установление взаимодействия логопеда и родителей—с другой. Важно и формирование многостороннего взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса.

5. Последнее условие эффективности взаимодействия—достижение результата. Результатом взаимодействия являются достижения качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению, а также планирование работы по отслеживанию успехов ребенка в начальной школе, помощь педагогам школы в сопровождении детей с особенностями речевого развития на начальном этапе обучения.

Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей. Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагога.

Задачами заведующего и методиста являются:

1) Соблюдение требований приема и комплектования групп для детей с нарушением речи.

2) Осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников.

3) Создание оптимальных условий для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива ДОУ.

4) Насыщение библиотеки ДОУ специальной литературой, групповых комнат—учебными пособиями и специальным оборудованием.

5) Организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы с другими ДОУ для детей с нарушением речи.

6) Привлечение родителей к активному участию в коррекционно—педагогическом процессе.

7) Обеспечение связи со школами, принимающими выпускников ДОУ.

Родителям, имеющим детей с нарушениями речи в дошкольных учреждениях нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребёнок поступил в логопедическую группу детского сада: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания при этом выясняются следующие факторы:

  • жилищные условия семьи;
  • возраст, образование матери и отца ребёнка;
  • супружеский опыт (в первом, втором браке, разводе и пр.);
  • состав семьи и структура родственных связей ;
  • полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);
  • поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребёнком) и др.

Всё это записывается и учитывается в планировании работы с семьёй.

В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. Очень важно, чтобы знакомство семьями не превратилось в формальный акт записи сведений о родителях воспитанников. Скорее всего, в таких случаях возникнет настороженность и напряжённость в отношениях. Если же педагогу удастся искренне и с вниманием отнестись к чувствам и мнениям родителей, вести разговор на равных, "вслушиваться" в происходящее между ним и конкретным родителем, не рассчитывая на то, что родители будут во всём соответствовать его ожиданиям, вероятнее всего, произойдёт некоторое сближение в признании и понимании потребности и трудностей друг друга. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка, то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги  настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.

Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей.

Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями. Непрерывная связь с родителями может осуществляться с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах:

Групповые родительские собранияв логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь педагогам детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям уделяется особое внимание, ведется тщательная подготовка к их проведению. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.). Тема собрания сообщается заранее, чтобы родители сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

Консультации, семинарылогопед строит так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для "галочки", а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций:

— «Артикуляционная гимнастика»;
—«Развитие мелкой моторики»;
—«Выполнение домашнего задания»;
—«Развитие внимания и мышления»;
—«Речевые игры дома»;
—«Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»;
—«Как научить ребёнка читать»;
—«Как учить звуко-буквенному анализу».

Полезно включить ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести:

фронтальные открытые занятия. Полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. Вначале логопеду необходимо провести занятие в присутствии родителей, чтобы они смотрели, записывали игры, упражнения, видели пробелы в знаниях своих детей. Учились методам и приёмам работы. А затем можно и привлекать родителей к проведению занятий. "Вооружившись" знаниями на консультациях и индивидуальных практикумах, они пробуют эти знания применить на практике. С родителями заранее обговаривается тема занятия и задания, которые им нужно провести с детьми. Обычно участвуют в занятии 3-4 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

Видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы можно снимать на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников.

Библиотека игр и упражненийявляется стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Полезным для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала являются—речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, "по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда". Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а педагоги эти вопросы берут на вооружение при планировании работы с родителями. Рекомендуется начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, с помощью анкет педагоги узнают сведения о детях, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Индивидуальные практикумыпо обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить "опорные" карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Некоторые взрослые, которые не могли заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходили на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий.Она служит «телефоном доверия», чтобы взрослый мог написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.

Домашняя библиотечка.Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная логопедом библиотека авторских пособий по развитию речи. Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Применяя альбомы, рассчитанные на коррекцию всех возможных параметров работы с детьми, логопеду нет необходимости переписывать их для родителей, они в доступной форме объяснены в пособиях.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей.

Экран звукопроизношенияпоказывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Они могут наглядно увидеть, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

Дневникиинформируют родителей об успеваемости ребёнка

Прайс-листысориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка.

Папка-передвижкапредставляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Деятельность воспитателя направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников.

В начале года он совместно с логопедом знакомиться с каждой семьёй, знакомит родителей между собой, изучает диагностические карты каждого ребенка.

Воспитатель сразу после проведения обследования должен поставить родителей в известность о тех недостатков речи, которые он обнаружил у детей. Родители должны получить консультацию по вопросам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, искоренения неправильного отношения к дефекту и со стороны родителей, и со стороны самого ребенка, предупреждения возникновения вторичных дефектов, затрудняющих формирование негативных качеств личности и приводящих нередко к трудностям социальной адаптации.

У некоторых родителей нередко создается впечатление, что речевые недостатки ребенка со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства. С первых встреч с родителями воспитатель должен подчеркивать, что исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течении длительного периода времени занятий и что успех коррекционной работы во многом зависит от родителей.

Он должен также научить родителей несложным артикуляционным упражнениям, которые следует проводить с ребенком дома в игровой форме. Это упражнения для подготовки речевого аппарата ребенка к вызыванию звуков, для закрепления появившихся у ребенка звуков.

Воспитатель дает родителям советы по подбору речевого и наглядного материала.

На занятиях и во внеучебное время воспитатель следит за речью детей, за правильностью ее фонетического и грамматического оформления и в случае необходимости тактичной форме исправляет замеченные ошибки. Его собственная речь должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих для детей понимание речи.

Воспитатель обязан знать и учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей с нарушениями речи (реакция ребенка на речевой дефект, на коммуникативные затруднения и т.д.). В случае грубого нарушения речевого развития ребенок направляется на консультацию к логопеду.

Особенности организации работы воспитателя:

— планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

— планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;

— соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

— обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;

— консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;

— ведение необходимой документации.

Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы.

 Его основные функции:

— психологическое обследование воспитанников;

— участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);

— проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;

— динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;

— проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;

— осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи,

— консультирование персонала группы;

— заполнение отчетной документации.

Важное  место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движение под музыку. Это является одним из самых эффективных методов развития не только музыкальности, но и становления речи ребенка. В ДОУ музыкальный руководитель проводит логоритмические занятия с детьми, имеющими задержку речевого развития.

Музыкальный руководитель осуществляет развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников.

Музыкальный руководитель взаимодействует со всеми специалистами дошкольного учреждения, решает вопросы организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках. Он проводит занятия со всеми воспитанниками группы, в том числе коллективно совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре.

Важным моментом в работе является проведения консультаций с родителями по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств, улучшения музыкального слуха.

Немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений, особенно у детей раннего возраста с ЗРР, имеет двигательная активность ребенка. Чем она выше,  тем лучше развивается его речь. Коррекция речевых нарушений начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. Инструктор  физического воспитания развивает общую моторику на физкультурных занятиях, сохраняет и укрепляет здоровье всех детей, и их физическое развитие, осуществляет пропаганду здорового образа жизни.

Организация его работы предусматривает:

— проведение (в том числе, совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальный особенностей;

— планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;

— оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;

— регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;

— ведение необходимой документации.

Таким образом, мы пришли к выводу, что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где все специалисты дошкольного учреждения и родители действуют согласованно. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе педагогов и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Приложение 1.

«Перспективный план работы ДОУ и семьи в период с  мая  по  июль»

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.—М.: Сфера, 2002.

2. Гаркуша Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., Секачев, 2000.

3. Максаков А.Н. Развитие правильной речи ребенка в семье.—М.: Мозаика-Синтез, 2005.

4. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошк. Учреждения/ Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1983. 176 с.

5. Семенова, Т.Г. Взаимодействие с семьей как важное условие речевого развития ребенка / Т.Г. Семенова // Проблемы общего начального образования в условиях модернизации: материалы респ. науч.-практ. конф. – Якутск, 2008. – С. 38-40.

6. Семенова, Т.Г. Работа с воспитателями в коррекционно-логопедическом процессе в ДОУ общеразвивающего вида / Т.Г. Семенова // Педагогическое наследие А.С. Макаренко: опыт, проблемы и перспективы: материалы респ. науч.-практ. конф.—Якутск, 2008. – С. 54-56.

7. Семенова, Т.Г. Формирование готовности родителей к коррекционно-логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями / Т.Г. Семенова // Вестник Якутского государственного университета. – 2008. – Т. 5, № 3. – С. 62-67.

 

Перспективный план работы МБДОУ и семьи в период с сентября по ноябрь

Месяц

Неделя

Вид деятельности

Цель

Задачи

Ответст—

венный

май

1 неделя

Круглый стол с родителями:

— знакомство с родителями;

— беседа о необходимости тесного взаимодействия.

Познакомиться с родителями детей участвующих в экспериментальном исследовании.

-Привить родителям желание тесного взаимодействия с ДОУ для эффективной коррекции речевых нарушений детей;

-Установление положительного эмоционального контакта, доброжелательных отношений с родителями участвующих в экспериментальном исследовании.

Учитель-логопед

Подготовка к празднику, разучивание стихов вместе с детьми и родителями, репетиция праздника.

Подготовить родителей и детей к празднику.

— привить родителям желание взаимодействия с ДОУ;

— развитие партнерских отношений между родителями и детьми.

Воспитатели, муз. руководитель

Проведение праздника «День победы»

Воспитать патриотические чувства, любовь к Родине.

-Воспитывать патриотические чувства,—средствами эстетического воспитания побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.

Воспитатели, муз. руководитель

2 неделя

Консультация родителей.

Проведение открытого занятия.

Дать родителям указания, на что обратить свое внимание во время просмотра открытого занятия.

Познакомить детей с плодами и семенами. Автоматизировать звуки З и З'.

-Ознакомление родителей с темой, целями, задачами занятия;

-Привитие интереса родителей к занятию.

Коррекционно-образовательные:

— Актуализация словаря по теме: «Плоды и семена».

-Совершенствование грамматического строя речи.

-Совершенствование навыка звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).

Коррекционно-развивающие:

-Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), зрительного внимания, диалогической речи, мышления, артикуляции, тонкой, общей моторики.

Коррекционно-воспитательные

-Формирование навыком сотрудничества, доброжелательности.

-Воспитание любви и бережное отношение к природе.

Учитель-логопед

Проведение консультации для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Домашнее задание для родителей.

Дать родителям представление об артикуляционной гимнастике.

-Обогащение знаний родителей по теме: «Артикуляционная гимнастика»;

-Научить родителей пользоваться артикуляционной гимнастикой с детьми.

Учитель-логопед

3 неделя

Подготовка стенда для родителей «Артикуляционные упражнения».

Дать родителям представление об артикуляционной гимнастике.

— Ознакомление родителей с наглядным выполнении артикуляционной гимнастики;

— выполнение упражнений дома вместе с детьми.

Воспитатель учитель-логопед

Проведение группового психокоррекционного занятия с родителями.

Поддержать в группе положительный эмоциональный климат.

Поддержание в группе положительного эмоционального климата;

Опровержение проблемы, что «Мой ребенок не такой как все».

Психолог

Оформление стенда для родителей по теме: «Игры на развитие мелкой моторики»

Проведение открытого индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука Ж в слогах, словах и предложениях»

Домашнее задание для родителей.

Дать родителям представление об играх на развитие мелкой моторики.

Продолжать формировать артикуляторный уклад звука Ж.

Ознакомление родителей с наглядным выполнением игр на развитие мелкой моторики.

Образовательные:—Закрепить и автоматизировать звук Ж изолированно в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-развивающие:

-Продолжать развивать речевую моторику, фонематический слух, правильное физиологическое дыхание.

-Развивать общую и мелкую моторику.

-Развивать восприятие, мышление.

Воспитательные: -Воспитывать навыки учебной деятельности (слушать внимательно, выполнять инструкцию).

Воспитатель учитель-логопед

Проведение занятия по физической культуре с участием родителей

Совершенствование физического развития.

-Обогащение словарного запаса детей;

-Развитие физических качеств детей.

Инструктор по физической культуре

Июнь

1 неделя

Проведение занятия родителями по теме «Июнь – первый месяц лета».

Домашнее задание для родителей.

Обогатить представления детей о первом летнем месяце

-Обогащение представлений детей о первом летнем месяце;

-Обогащение словарного запаса детей;

-Развитие памяти;

-Включение родителей в проведение занятий.

Воспитатель

Проведение индивидуального занятия родителями (3 человека) по темам:

1.Автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях.

2. Автоматизация звука З в слогах, словах и предложениях.

3.Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.

Домашнее задание для родителей.

Продолжать формировать артикуляторный уклад звука С, З, Ш.

Образовательные:—Закрепить и автоматизировать звук С, З, Ш изолированно в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-развивающие:

-Продолжать развивать речевую моторику, фонематический слух, правильное физиологическое дыхание.

-Развивать общую и мелкую моторику.

-Развивать восприятие, мышление.

Воспитательные: — Воспитывать навыки учебной деятельности (слушать внимательно, выполнять инструкцию).

Учитель-логопед

2 неделя

Проведение индивидуального занятия родителями (4 человека) по темам:

1. Автоматизация звука Ч в слогах, словах и предложениях.

2. Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.

3. Автоматизация звука Л' в слогах, словах и предложениях.

Продолжать формировать артикуляторный уклад звука Ч, Р, Л'.

Образовательные:—Закрепить и автоматизировать звук Ч, Р, Л'изолированно в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-развивающие:

-Продолжать развивать речевую моторику, фонематический слух, правильное физиологическое дыхание.

-Развивать общую и мелкую моторику.

-Развивать восприятие, мышление.

Воспитательные: — Воспитывать навыки учебной деятельности (слушать внимательно, выполнять инструкцию).

Учитель-логопед

Оформление стенда для родителей на тему: «Логопедические упражнения».

Домашнее задание для родителей.

— Дать родителям представление о логопедических упражнениях

— ознакомление родителей с наглядным выполнением логопедических упражнений;

— выполнение упражнений дома вместе с детьми.

Воспитатель учитель-логопед

3 неделя

Семинар–практикум для родителей :

развитие мелкой моторики;

— игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Дать родителям представление о мелкой моторике рук.

Донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

Воспитатель учитель-логопед

Проведение открытого занятия по изобразительной деятельности по теме: «Зеленое лето в гости к нам пришло»

Научить детей создавать картину летнего леса по замыслу.

-Учить располагать предметы на полосе земли "ближе" и "дальше".

-Учить передавать в рисунке строение деревьев, соотношение частей. -Отрабатывать прием рисования концом кисти для тонких веток и листвы, прием вертикального мазка.

Педагог по изобразительной деятельности

4 неделя

Подготовка к семейному празднику. Домашнее задание для родителей: «Выучить вместе с детьми стихи и свою речь»

Подготовить родителей и детей к семейному празднику.

— привить родителям желание взаимодействия с ДОУ;

— развитие партнерских отношений между родителями и детьми.

Воспитатель

Проведение семейного праздника по теме: «Говорилки»

— Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ.
—Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей.
—Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

— Повышение интереса родителей к логопедической работе ДОУ.
—Развитие артикуляционной моторики, дикции, фантазии детей.
—Воспитание уверенности в себе, умения держаться перед аудиторией.

Воспитатель учитель-логопед

Обновлено: 15.03.2017 в 20:20.