Консультация для родителей. «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Дошкольное детство — короткий, но важный период утверждения личности. В эти годы ребенок получает начальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Уже в младших дошкольников в различных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и воспитания несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого отношения с близкими для ребенка взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, которыми все пользуются.
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как общность полезных для общества устойчивых форм ежедневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Формировать у ребенка культуру деятельности — значит воспитывать у него привычку содержать в порядке место, где работает, учится, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Важный показатель культуры деятельности — это естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение ценить время. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику.
Нравственное воспитание ребенка следует начинать с самого раннего возраста и осуществлять постоянно и систематически. Оно должно быть направлено на формирование у детей лучших моральных качеств и чувств: патриотизма и гуманизма, любви к труду и дисциплинированности, честности и правдивости, чувства долга и ответственности, собственного достоинства и общественного долга, скромности, твердости воли и характера и др.. Воспитать человека, говорили ученые, это значит воспитать у него перспективные пути.
Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть грубым только в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Хотя осознания ребенком своего поведения, своих действий — необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек моральных норм поведения.
Только за поведением человека можно совершенно сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользы и необходимости.
Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей
Когда необходимо начинать учить детей правилам этикета?
Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека. Какова же «одежка» должна быть у ребенка, чтобы окружающие люди встретили с добром его приход в мир?
Учить культуре поведения необходимо практически с пеленок. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены.
Неприятно смотреть на малыша, который, куражась над родителями, разбрасывает руками свою еду. Нередко при этом родители или родственники еще восхищенно ахают: «Какой озорник!» А озорник и дальше будет продолжать в том же духе. Откуда тогда может появиться привычка культурно есть за столом? Как только ребенок начинает есть ложкой, надо приучать его это делать правильно, а не надеяться на «авось», на то, что с возрастом он будет все делать правильно. Не будет, если не научится!
Далее растет ребенок, и вместе с ним должна расти его культура пребывания в обществе. Конечно, главными объектами для подражания выступают родители. Если в семье за столом не принято есть из красиво сервируемой посуды, то где интересно ребенок научится красиво кушать. И совсем не обязательно ставить каждый день парадный сервиз. Достаточно и повседневной посуды, главное — это культура сервировки. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует внимания родителей, а следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.
Очень важно научить ребенка вести себя правильно в общественных местах: транспорте, театре, музеях, зоопарке. Есть несколько несложных правил, выполнение которых формирует у ребенка навыки культуры поведения.
Воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий.
Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.
Этикет, как элемент культуры поведения детей
Для воспитания этикета у детей необходимы следующие условия:
- Позитивный настрой (обращение по именам, похвала);
- Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки);
- Связь с семьей (единство требований детского сада и семьи).
Способы педагогического воздействия на детей:
- Приучение (по образцу поведения);
- Упражнение (повтор определенных действий);
- Воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка);
- Поощрение (похвала);
- Наказание (используется крайне редко — осуждение негативного поступка);
- Пример для подражания (наглядный пример);
- Примеры из литературы (поступки героев);
- Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации);
- Беседа (возможность высказать свое мнение).
Умения и навыки детей дошкольного возраста:
- Бережное отношение к вещам, книгам, игрушкам, природе;
- Подготовка рабочего места (к играм, занятиям, труду);
- Планирование времени и доведение начатого до конца;
- Приведение в порядок рабочего места после занятий (убирать игрушки после игры);
- Мытье рук после трудовых поручений (вынос мусора, уборка пыли и т. д.);
- Организация дел по интересам (воспитание привычки «быть занятым»).
Культура общения детей с взрослыми и сверстниками составляет основу культуры поведения детей.
Задача родителей и педагогов — воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?
- Вежливость (искренность, доброжелательность, уважение к окружающим);
- Деликатность (не давать повода ощущать собственное превосходство своими действиями);
- Предупредительность (внимание, помощь окружающим);
- Скромность;
- Общительность (готовность уступить игрушку товарищу, доброжелательность).
Педагог-психолог: Дрюкова Н. О.